Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Преодоление новых разновидностей апологии расизма, безусловно, предполагает позитивный научный ответ на те вопросы, которые получают извращенное толкование в трудах буржуазных социологов. Марксисты менее всего склонны отрицать, например, негативное влияние рабских условий жизни на сознание и психику заметной части негритянского населения. Но подлинно научный анализ духовного облика народа означает отказ от предвзятых суждений и расистской терминологии, исследование многообразных проявлений духовного облика народа в труде, в борьбе с поработителями, в культуре народа. И если подойти к анализу психологии любого угнетенного народа с исторических позиций, то фактором, определяющим своеобразие его духовного облика, следует признать не само угнетение и его безусловно губительное влияние на психику людей, а непрестанное и неистребимое стремление освободиться от цепей угнетения, добиться свободы. Об этом свидетельствует и вся история многострадального негритянского народа, который в невероятно трудных условиях показал непреклонную волю к победе.

Равным образом было бы неверно отрицать то обстоятельство, что капитализм, в силу своей антагонистической природы, реакционной политики правящего класса «разделяй и властвуй» натравливает одни народы на другие, способствует закреплению расистской и шовинистской идеологии. Определенная часть населения становится добычей расистской пропаганды. И это относится не только к белому, но и к небелому населению. В последние годы кое-где отмечается возникновение и распространение так называемого антибелого расизма. Буржуазная пропаганда всячески раздувает эти явления, пытаясь найти в них подтверждение своей доктрины всеобщей и неискоренимой расовой ненависти. Но попытаемся реалистически оценить такие явно реакционные движения, как движение «черных мусульман» в США, и мы увидим, что их идеология — это своего рода реакция на жестокое преследование негров, выраженная не в классово осознанной, а в извращенной форме расизма «наизнанку».

Нет нужды ссылаться на те или иные способы доказательства превосходства черных или вообще небелых рас, факты проповеди расовой ненависти к белому населению, которая ничем не лучше проповедей белого расизма. Важно подчеркнуть, что всякое движение, развивающееся на узконациональной или расовой основе, в конце концов хиреет и погибает. Расизм не может быть преодолен на почве противопоставления народов и рас, но он не может устоять перед сознательно интернационалистскими акциями трудящихся независимо от цвета кожи и национальности.

«Марксизм,— пишет Герберт Аптекер,— не игнорирует, колоссального влияния расизма на жизнь Юга; он не отрицает и не преуменьшает значения власти иррациональных и эмоциональных факторов и передаваемых из поколения в поколение расистских предрассудков. Напротив, именно с марксистской точки зрения можно выявить социально-экономические корни расизма и роль,

отведенную ему правящим классом. Вместе с тем марксизм намечает путь принципиальной борьбы против расизма и позволяет выработать практические методы его полной ликвидации».

Капитализм и особенно империализм — живительная среда для всякого рода предрассудков и предубеждений расового характера. Однако речь при этом идет не об инстинктивной ненависти, вытекающей из извечного этноцентризма, как пытаются доказать буржуазные идеологи, а о взглядах и настроениях, имеющих вполне определенную социальную основу. Вопреки утверждениям расистов, современная действительность во многих районах земного шара и прежде всего практика развития многонационального общества в СССР и ряде других социалистических государств дает неопровержимые доказательства жизненности идей интернационального братства и дружбы народов.

В капиталистическом мире расовое угнетение небелых народов объясняется не какими-то расовыми особенностями этих народов, а потребностью правящего класса в сверхэксплуатации и грабеже других народов. «Негр есть негр,— писал Маркс.— Только при определенных отношениях он становится рабом».

На протяжении десятилетий расизм сохранял свою первостепенную роль в проведении капиталистической политики «разделяй и властвуй».

Оглавление