Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Путнам без всякого стеснения проповедует расовую ненависть. При этом его нисколько не смущает (а пожалуй, и вдохновляет) сходство с гитлеровскими палачами. Он против каких-либо уступок, за увековечение варварского отношения к негритянским массам. «Через 500 миллиардов лет,— цинично заявляет он,— я был бы готов признать возможность того, что негры в ходе обычного процесса, мутаций и естественного отбора, происходящего в рамках их расового типа, могут догнать и даже превзойти белую расу».

Книга Путнама не содержит прямых призывов сжигать представителей низшей расы в газовых печах, но в ней «научно» обосновывается обращение с неграми как с полулюдьми-полуживотными.

Истины ради следует признать, что ныне подобная неприкрытая пропаганда зоологического расизма не очень уж частое явление, так как она шокирует ревнителей американского «образа жизни». Большинство идеологов, тяготеющих к расизму, склонны отвергать тезис о врожденной расовой неполноценности, отказывается от ряда постулатов биологического расизма. В послевоенный период проведена определенная «модернизация» расовых теорий, которая направлена на то, чтобы придать им более терпимый, либеральный характер, сохранив в неприкосновенности главное в расизме — деление народов на «полноценные» и «неполноценные» и признание неизбежности вражды между ними.

В современной буржуазной литературе отказ от откровенного расизма и признание биологической равноценности рас нередко сочетается с оправданием сегрегации, апартеида и других атрибутов расизма. Часто шумная критика расизма гитлеровского типа сопровождается утонченной и весьма завуалированной проповедью неравенства рас. Вместо доктрины врожденной неполноценности выдвигается концепция приобретенной неполноценности тех или иных народов. Ее сторонники готовы признать, что с точки зрения биологии негры ни в чем не уступают белым. Но, далее, они заявляют, что окружающая среда, условия жизни и рабство в прошлом настолько обезобразили духовный облик негров, что сегодня это уже не нормальные, а психически изуродованные люди, которых, разумеется, нельзя сажать за один стол с цивилизованными джентльменами. С этих позиций в США, Великобритании проповедуется, например, добровольная сегрегация, которая якобы отвечает интересам обеих рас и оберегает их от нежелательных столкновений.

Что остается от заявления, что «бог создал всех людей равными», если неграм и другим расовым и национальным группам по-прежнему отказывают в равных правах с белыми? Ведь если согласиться с тезисом об их неполноценности, пусть не врожденной, а социально обусловленной, сам собой отпадает вопрос о ликвидации расовых барьеров, ибо никто не захочет жить рядом с социально опасными элементами.

Итак, взамен старой биолого-расистской формулы «неполноценность — сегрегация» выдвигается новая формула «сегрегация — неполноценность — сегрегация». Легко заметить, что она заключает в себе заколдованный круг, поскольку продолжение сегрегации будет усугублять низкий статус негров и все больше оттягивать решение негритянской проблемы. Не удивительно, что новейший социологический подход к расовой проблеме приводит буржуазных авторов к тем же выводам, что и приверженцев грубого расизма.

В последние десятилетия в США широкое хождение, особенно в либерально-реформистских кругах, получила концепция так называемой «социальной неполноценности» негритянского народа, которой, дескать, и объясняется его жалкая участь. Эту теорию остро критикует Г. Аптекер в книге «История афроамериканцев». Он справедливо отмечает, что концепция «социальной неполноценности» распространялась по мере того, как все более дискредитировала себя теория биологической «неполноценности» негров. И вот на страницах «респектабельных» изданий, которые, конечно, не унизятся до пропаганды откровенного расизма, все чаще появляются объяснения такого рода, будто все беды негритянского народа — более высокий уровень безработицы и смертности, более низкий уровень образования, большее по сравнению с другими число арестованных и осужденных и т. д.— объясняется влиянием черных гетто. Примечательно, что детальное описание нищеты, убогих жилищ, высокого уровня безработицы создает самое мрачное представление об обездоленных неграх, на которых незаметно и взваливается вина за расовую дискриминацию.

Оглавление