Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Вместе с тем до сведения белого населения доводилось, что на их долю ничего не остается, так как все досталось черным и пуэрториканцам. Коварная политика монополистов делает свое дело — она особенно губительна по отношению к защите интересов небелого населения, но в значительной мере от нее страдает и белое население.

«...Расизм пустил глубокие корни в общественной жизни США,— пишет один из руководящих деятелей Компартии США, Клод Лайтфут.— Его воздействие на белых американцев настолько сильно, что даже угнетенный класс не понимает, что его интересы совпадают с интересами негритянских масс».

Что касается самого негритянского движения, основу которого составляют рабочие массы, то оно все в большей степени выдвигает требования общего порядка, близкие широким слоям американских трудящихся вообще. Это требования улучшения жилищных условий и медицинского обслуживания для всех, против безработицы, лозунги защиты мира, борьбы против империализма и монополий. «Фактически,— пишет Г. Аптекер,— требования негритянского освободительного движения уже теперь смыкаются с требованиями передовой части белых трудящихся страны; идеи марксизма, социализма прокладывают себе дорогу, несмотря ни на какие преграды».

Суровым обвинением британского образа жизни, проникнутого более утонченным, чем американский, но не менее жестоким расизмом, является книга английского публициста негритянского происхождения Криса Мулларда «Черная Британия». Написанная в форме исповеди юноши, книга раскрывает психологические корни расизма, глубоко проникшие в британские традиции.

«Я родился черным в Англии,— повествует автор.— Я испытал расовую дискриминацию. Мне неизвестна какая-либо культура, кроме британской. Не раздумывая много по поводу этого факта, я англичанин. Разве? Возможно ли быть черным и англичанином одновременно? Если человек родился и воспитывался в определенной стране, означает ли, что он обязательно воспринимает облик представителей национальности данной страны? — такими словами начинается этот рассказ человека, с малых лет переживавшего психологическую драму.— Не скрываю ли я собственное Я, не пытаюсь ли я выдать себя за того, кем я на самом деле не являюсь». «Уже в юности я осознал, что я черный, отличающийся от других,— продолжает автор.— Я никогда не думал так, как мыслит черный человек, все мои мысли были белыми, все в них вращалось вокруг ценностей белого общества. Я пытался бежать от самого себя, усваивая предубеждения белых собратьев. Черные — это грязные насильники, ленивые и дикие, их следует презирать. Поскольку я придерживался этих взглядов, мои белые друзья полагали, что я был вполне нормальным — таким же, как и они».

Автор характеризует далее роль школы в расовом воспитании молодых англичан. «Чрезвычайно тонкими методами школа приучала меня рассматривать цвет моей кожи как нечто безобразное. Мои учителя никогда не упоминали цвет моей кожи. Вместо этого они говорили об обычаях черных в далеких странах, расписывали роль миссии Британии, которая состояла в том, чтобы цивилизовать туземцев, сделать их приемлемыми для белого человека и для самих себя. Они научили меня петь националистические песни, декламировать стихи, в которых прославлялся империализм, Британская империя, они привили мне британский этикет — как быть приятным капиталу и как снимать шляпу перед представителями высшей культуры. Ведь я был все же маленьким белым мальчиком с черной кожей».

Шаг за шагом Муллард раскрывает святая святых образа жизни чопорной, брезгливой Британии, которая может допустить в свое общество человека иной расы, но лишь при условии его полного отказа от своей самости, полного восприятия ценностей белого общества. «...Меня учили верить в белого бога, который, окруженный белыми ангелами, пророками и учениками, большую часть времени проводил в сражениях с Сатаной, безобразным черным дьяволом, воплощавшим в себе все земное зло... Мне рассказывали множество историй о диком черном народе, виновном во всех несчастьях этого мира, народе, который никогда не сможет понять божественного происхождения их белых господ».

Автор печального повествования о том, что значит быть черным в Англии, рассказывает об одном эпизоде— уроке расизма, который преподал ему белый человек, когда он был еще четырехлетним малышом.

Оглавление