Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

то мы столкнемся со следующими постулатами: 1. Белые и негры резко отличаются по своей врожденной и умственной одаренности; 2. Это различие не может быть устранено в процессе обучения даже при условии создания предпочтительных условий для негритянского населения; 3. Культурная отсталость небелой расы оправдывает сегрегацию (обособление рас) и всякие иные формы дискриминации негритянского населения.

Эти постулаты бросают вызов доказанному наукой тезису о биологической равноценности рас, отсутствии связи между расой и психикой. Их авторы пытаются во что бы то ни стало оживить старые теории. В этих целях нередко используются данные психотехнических исследований, и прежде всего психологических тестов.

Что же представляют собой эти тесты? Буржуазные ученые утверждают, что, ставя определенные задачи перед представителями белого и негритянского населения, можно определить так называемый коэффициент ума. Согласно данным буржуазных тестологов, у белых он равен 100 или превышает эту цифру, тогда как у негров он ниже 100. С этих позиций негритянской расе приписывается врожденная неполноценность.

Между тем элементарный здравый смысл, не говоря уже о многочисленных научных соображениях ученых, подсказывает, что результаты тестов в огромной степени зависят от предшествующей тренировки испытуемого, степени его знакомства с предметом испытания, степени знания языка, на котором проходит тест, и т. д. Механически применяя одни и те же мерки к группам людей, находящимся в различных социальных условиях, буржуазные психологи могут легко добиться искомых результатов. Но их достоверность ничтожна.

Ученые показали, что изменение условий испытаний ведет к изменению показателей. Характерно, что даже близнецы, воспитанные в разных условиях, давали различные показатели. Таким образом, порок тестов состоит прежде всего в неучете воздействия среды. Но дело не только в этом.

Несостоятельна сама попытка «измерить» интеллект, найти какие-то раз навсегда данные, всеобщие образцы умственной одаренности. Как считают ученые, психотехнические проблемы не в состоянии вскрыть всю сложность психической деятельности людей и ни в коей мере не могут свидетельствовать о врожденных способностях

расы. «...Нет никаких научных доказательств врожденных умственных различий между расами»,— пишет О. Клинеберг. «Национальные, религиозные, географические, лингвистические и культурные группы с необходимостью отнюдь не совпадают с расовыми группами, и особенности культуры этих групп не имеют никакой доказуемой генетической связи с отличительными признаками рас»,— говорится в Декларации 1960 года, принятой Комитетом антропологов, психологов и социологов; ЮНЕСКО.

В заявлении научных экспертов ЮНЕСКО (сентябрь 1967 г.) говорится: «Народы современного мира несомненно обладают равными биологическими возможностями для достижения любого уровня цивилизации», и далее: «Расизм лживо утверждает, что наука дает основания для иерархического распределения групп по их незыблемым и врожденным психологическим и культурным свойствам».

Какие цели преследует возрождение расистских воззрений? В условиях широкого негритянского движения в США, вырвавшего у правящего класса в упорной борьбе за равные гражданские права ряд серьезных уступок, реакционные круги открыто выступают с призывами силой ответить на рост этого движения. Для этого надо, с одной стороны, запугать массы белого населения надвигающейся «угрозой» со стороны черных, а с другой стороны, внести замешательство и неуверенность в ряды самих борцов за гражданские права. К этому и направлены утверждения о врожденной неполноценности негров, которую-де не в состоянии преодолеть никакие гуманные и либеральные акты.

Уже упоминавшийся американский профессор Дженсен утверждает, что «низкий социально-экономический статус негров в США объясняется в определенной мере их наследственными данными». Подобно тому, как анатомическая структура людей отражает их расовые различия, мозг также не является каким-то исключением.

Оглавление