Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

«Ксенофоб просто «чувствует», что мексиканцы неопрятны, ирландцы — ограниченны и драчливы, евреи — алчны, поляки — тупоумны, восточные народы — коварны, итальянцы — грязны и слишком плодовиты, пуэрториканцы — отстали во всех отношениях, а англичане-—мастера заставлять других таскать для них каштаны из огня. Ксенофоб ощущает это интуитивно, чувствует это инстинктивно, а интуиция и инстинкт для него лучший источник познания. Всякий другой критерий исключается»,— пишет американский профессор Л. Гурко.

Империалистическая пропаганда нащупала одну характерную особенность духовной жизни буржуазного общества: в силу политической индифферентности значительных слоев населения и отсутствия у них интереса к идеям как таковым те или иные чувства, эмоциональные мотивы распространяются здесь значительно скорее, чем идеи и теоретические концепции. Наличие массовых средств пропаганды позволяет вызывать у людей или использовать складывающуюся под влиянием жизненных обстоятельств- неосознанную тревогу, страх, враждебность, беспокойство и уже затем на основе этого общего благоприятного для империалистической пропаганды психологического фона воздействовать на политическое сознание масс, обрабатывая его в духе антикоммунизма, расизма, шовинизма и т. д.

Не секрет, что политическое сознание формируется у значительного числа представителей буржуазного общества не столько из своего личного опыта и впечатлений, навеянных непосредственным участием в общественной и политической жизни (здесь немалую роль играет либо устранение населения из этих сфер, либо мещанский образ жизни, при котором круг интересов личности ограничен его домашним опытом), сколько под воздействием повседневных источников информации, призванных связать людей с внешним миром. Это и используется буржуазной пропагандой, которая создает у людей массовые стереотипные представления, казалось бы близкие действительности, а на самом деле пропущенные через призму буржуазного восприятия действительности.

Американский социолог Джеймс Джонс, автор книги «Предрассудки и расизм», считает расизм «наследственной чертой белых людей». Расизм, по его словам,— это «вездесущее раковое явление, которое проникает в каждую щель американского общества и затемняет, таким образом, умы всех американцев».

Расистской пропаганде пока еще удается держать в своих руках широкие слои населения капиталистических стран. Но нельзя, однако, абсолютизировать «косность» и «стереотипность» в сознании масс. В классовых боях, в усиливающихся освободительных и демократических движениях современности трудящиеся массы проявляют растущую сознательность и отказ от примитивных и иллюзорных форм протеста против существующего порядка вещей. Именно к разуму людей, к их общественной совести и светлым чувствам апеллируют коммунистические и рабочие партии, справедливо усматривая в интеллектуальном освобождении от гнета капитала важное условие перехода в лагерь активных борцов против реакции.

Рассмотрение некоторых из современных форм расизма показывает, что, несмотря на банкротство этих теорий, реакционные идеологи пытаются опереться на них в осуществлении антинародной внутренней и внешней политики. Под воздействием фактов науки, под напором исторического движения народов стран социализма, молодых независимых государств к свободе и. прогрессу расисты шаг за шагом вынуждены сдавать свои позиции. Но уступив одни позиции, буржуазные идеологи пытаются закрепиться на других. При этом они спекулируют не только на неисследованных; областях антропологии и психологии человека, они пытаются опереться на распространенные во многих странах предрассудки, явившиеся результатом длительной расистской и националистической пропаганды.

Концепция превосходства белой расы, «западной цивилизации» остается ведущим направлением современного расизма. Однако не следует упускать из виду и того, что в ряде случаев мы сталкиваемся и с проповедью более гибкого, утонченного расизма, его хитроумной апологией. Все это подтверждает актуальность разоблачения любых форм расизма и шовинизма и утверждения единственно верного интернационалистического подхода, основанного на признании равноправия народов — больших и малых, их солидарности и братства в борьбе за общие цели.

Оглавление