Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Вместе с новейшими методами расовой диагностики разрабатывались и основы человеконенавистнической морали, которая должна была оправдать удушение свободных народов и фашистские зверства.

Не секрет, что расистская, в частности антисемитская, пропаганда встречала отклик в среде обывателей. «Механизм» такого воздействия, бьющего на жизненные эмоции, хорошо показал немецкий писатель-антифашист Бодо Узе, описывая публичные выступления фашистского демагога Штрейхера: «Он не говорил — он кричал: расовая проблема является ключом к пониманию мировой истории. Нашим несчастьем являются евреи. Эта была совсем другая мелодия, чем старый, скучный старогерманский антисемитизм. Это был антисемитизм свежий, как пиво, только что принесенное из погреба. Выступления Штрейхера были сенсациями, приводившими слушателей в исступление. Массы мелких буржуа визжали от восторга. На выступления Штрейхера приходили женщины, которые никак не могли (из-за инфляции в Германии того времени.— Э. Б.) научиться высчитывать астрономические цифры при покупке картофеля и никак не могли понять, почему их кухонные горшки остаются пустыми, хотя их мужья работают день и ночь. Они думали, что этот гигантский обман раскрыт Штрейхером, что они могут наконец поймать за шиворот тех, кто их обманывает, ибо Штрейхер, назвав евреев, показал им виновников их несчастий». Призывая к еврейским погромам, гитлеровцы воспитывали у рядовых нацистов навыки матерых садистов. «Если бы не было евреев, мы должны были бы их выдумать»,— цинично говорил Гитлер.

Крах гитлеровской Германии означал и крах фашистской идеологии, основанной на расовом шовинизме в сочетании с геополитическими утверждениями о нехватке жизненного пространства. Передовые ученые всего мира решительно выступили против любых попыток доказать биологическое неравенство рас. Заметную роль в разоблачении расизма сыграла Организация Объединенных Наций, под эгидой которой ученые из разных стран мира приняли ряд принципиальных деклараций об антинаучности расовых теорий. В резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей, осуждаются расизм и апартеид как орудия колониализма, империализма и экономической эксплуатации, как прямое отрицание принципов и целей Устава ООН.

Все это не могло не подорвать общего влияния расовых теорий во всем мире. Сильнейший удар по расизму нанесла освободительная борьба народов Африки, Азии и Латинской Америки, которая привела к крушению колониальной системы империализма и возникновению на ее обломках независимых государств, преисполненных желания самим решать свою судьбу. Быстрый прогресс мирового социализма, охватывающего группу государств, расположенных на трех континентах, дружба народов, восторжествовавшая в условиях социализма и во взаимоотношениях социалистических и молодых национальных государств, укрепление их солидарности — все это не оставляет камня на камне от расистских построений. Жизнь все более раскрывает правильность марксистско-ленинского тезиса о том, что у трудящихся различных рас и наций нет и не может быть оснований для взаимной неприязни и вражды.

В 1971 году, который был Международным годом борьбы против расизма, ноябрьский номер журнала «Курьер ЮНЕСКО» вышел с интересными материалами, разоблачающими научную несостоятельность расовых теорий. Вместе с тем в опубликованных материалах указывалось на актуальность продолжения борьбы с этими «теориями».

Как отмечает канадский психолог Отто Клинеберг, в начале 50-х годов были все основания полагать, что биологи и социологи фактически полностью отказались от теории генетической или врожденной расовой иерархии. Во время одного обследования представительной группе белых американцев задавали вопрос: «Как вы считаете, негры в целом так же развиты в интеллектуальном отношении, как и белые, то есть могут ли негры так же успешно, как и белые, усваивать необходимые знания при условии одинакового образования и подготовки?» Положительный ответ в 1942 году дали 50%, а в 1964 году — уже 80% от общего числа опрошенных. Известный шведский экономист Г. Мюрдаль, автор обширного исследования по негритянскому вопросу «Американская дилемма», заявил на Нобелевском симпозиуме, материалы которого опубликованы в 1970 году: «Доктрины расовой неполноценности больше нет, и это несомненный шаг вперед, поскольку она не имела научного обоснования».

Оглавление