Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

веке до н.э. вслед за завоеванием Иудеи Вавилоном еврейское население расселяется как в Вавилоне, так и странах Средиземноморья. Наконец, завоевание Римом Иудеи и последовавшее после ряда восстаний местного населения насильственное изгнание евреев из Палестины привело к образованию диаспоры, сети еврейских общин за пределами «земли обетованной». Как и в других общинах, здесь происходит социальное расслоение, выделяется купечески-ростовщическая верхушка, которая использует иудаизм как средство укрепления своего влияния. Обособленность иудейских общин — идет ли речь о христианских странах Европы или о мусульманских странах Средиземноморья,— закрепляется и усиливается в период средневековья. Феодальное общество в этих странах в лице правящих классов извлекает выгоду, используя в своих интересах еврейских богачей, ростовщиков и торговцев, предоставляя им определенные привилегии, в то время как основная масса еврейского ремесленного населения была заключена в гетто.

К. Маркс сорвал покров мистики с еврейского вопроса, раскрыв роль еврейских общин в период перехода от феодализма к капитализму. Еврейская верхушка пользовалась привилегиями до тех пор, пока христианское государство запрещало евреям владеть земельной собственностью, а христианам — взимать процент. Особые экономические условия еврейских общин, связанные с монополизированием ростовщичества, постепенно утрачиваются с установлением капиталистических производственных отношений и расширением товарно-денежных отношений. В статье «К еврейскому вопросу» Маркс показал, что еврейский вопрос — это вопрос социальный.

В условиях развития капитализма и его перерастания в империализм, несмотря на ослабление той роли, которую еврейские общины играли в прошлом, еврейская финансовая и торговая буржуазия, опираясь на длительный многовековой опыт конкурентной борьбы «за выживание», выдвигается в центр экономической и деловой активности во многих странах капиталистической Европы и Северной Америки. Это и дало толчок зарождению политического сионизма как нового еврейского национализма, опорой которого в настоящее время являются наиболее мощные финансово-промышленные группировки еврейской буржуазии, такие, как в Европе группа Ротшильдов, в США — банковская группа Лазарев. Яркий пример этому — регулярное проведение «конференций миллионеров еврейского происхождения» в Иерусалиме. В них участвует примерно 230—300 евреев-миллионеров из Европы, Америки, Азии и Африки и от 400 до 500 капиталистов Израиля

Сотни лет угнетатели трудового народа распространяли взгляд на евреев как на народ, проклятый богом, греховный во всех отношениях. В свою очередь, еврейская, прежде всего буржуазная, верхушка формировала представление о евреях как богом избранном народе (или расе), наделенном особыми добродетелями и противостоящем всем другим народам. Это стремление приписать евреям некую национальную или расовую исключительность и лежит в основе как антисемитизма, так и сионизма. «Совершенно несостоятельная в научном отношении идея об особом еврейском народе,— писал В. И. Ленин,— реакционна по своему политическому значению».

Один из членов руководства Компартии США, X. Лумер (покойный), в опубликованной в журнале «Политикл афферс» статье «Реакционная роль сионизма» определяет политический сионизм как реакционную буржуазно-националистическую идеологию, основанную на двух принципиальных ошибках: 1) что евреи во всем мире образуют нацию; 2) что антисемитизм неизлечим и вечен.

Тезис об особой еврейской нации выдвигался уже давно. Заимствовав из иудейской религии идею богоизбранности, идеологи сионизма в конце XIX — начале

Оглавление