Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Только этим можно объяснить попытки приписать «агрессивность», «враждебность» или «стремление к подчинению» и т. д. народам, которые рассматривались как объекты империалистической экспансии или против которых велась психологическая война!

Факты свидетельствуют о том, что в странах капитала с детства воспитывается ненависть к «чужестранцам». По данным журнала «Ревю», среди группы обследованных западногерманских школьников 72% ненавидели русских, 39% — евреев. Как отмечают американские социологи, авторы книги «Влияние войны на американскую жизнь. Опыт двадцатого века», солдат армии США «ненавидел другие расы, южные или восточные», либо «игнорировал и презирал другие народы».

Расовая ненависть — таково наиболее сильное и опасное чувство, насаждаемое расистской пропагандой. Она-то нередко приводит к известному помутнению разума, пробуждению самых отрицательных черт и свойств характера. Расист презирает логику. Свое поведение по отношению к «нечистокровным» расам он оправдывает «интуитивным» чувством превосходства. Империалистическая пропаганда, в свою очередь, отталкиваясь от неких догматических построений теоретиков-расистов, в дальнейшем сосредоточивает свое внимание на разжигании низменных чувств, на закреплении тех «интуитивных» представлений, которые в действительности навеяны этой же самой пропагандой.

В последнее время американская буржуазная пропаганда реже прибегает к доказательству «неполноценности» тех или иных народов. Зато она занимается описанием «дурных» черт характера либо просто «несходства» некоренных американцев с подлинными янки. Она делает это, используя телевидение, кино, красочные журналы, а также комиксы, где зритель и читатель находит не столько интеллектуальную пищу, сколько определенную психологическую акцентировку тех идей, которые буржуазная пропаганда заинтересована распространять в массах.

Так, если на фотоснимках, помещенных во многих школьных учебниках или журналах, белые сняты в элегантных костюмах и изящной обуви, то негры изображаются обычно с грязными всклокоченными волосами и палочкой в носу, что уже само по себе создает впечатление «неполноценности» негра. Или другой пример. Если в буржуазной газете речь идет о преступлении белого американца, то, как правило, не делается каких-либо упоминаний о его расовой принадлежности. Но в том случае, когда преступление совершено негром или другим представителем неполноправной национальной группы, расовая принадлежность или национальность выделяется в заголовках крупным шрифтом. Тем самым за проступок одного бросается тень на всю группу или народ, которым подспудно приписывается склонность к тем или иным правонарушениям. Все это способствует возникновению или закреплению предрассудков.

В 70-х годах ЮНЕСКО провело анализ четырех крупнейших английских ежедневных газет за 1963—1970 годы, поставив задачу «выявить, какие представления о «цветных» может вынести постоянный читатель этих изданий». Исследователи отбирали для просмотра публикации резкого типа, начиная от передовиц и кончая снимками и карикатурами. Анализ показал, что на протяжении указанного периода заметно расширились рубрики «полиция», «культурные различия», «враждебность черных», «численность цветных», «законодательные меры», «иммиграция», т. е. как раз те рубрики, в которых печатались материалы, отражающие накал политических страстей. Примечательно, что специальный анализ заголовков и шапок газетных публикаций показал значительный удельный вес тем, связанных с расовыми конфликтами, насилием, поджогами, угрозами, вообще вызывающих отрицательные эмоции.

Авторы данного анализа не без грустного юмора замечают, что одинокая старая дама, зрение которой слишком слабо, чтобы читать мелкий шрифт, но которая тем не менее проводит целые дни, перелистывая газеты, в первую очередь усвоит, что «раса» — это нечто такое, с чем связаны конфликты и насилие, и что поэтому лучше держаться подальше от «черных» и «цветных».

Насаждая шовинистическую неприязнь к другим народам (ксенофобию) и доказывая невозможность мирного сожительства с ними, империалистическая пропаганда добивается того, что отдельные группы населения не мыслят себе иного отношения к «инородцам», кроме презрительного.

Оглавление