Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Конечно, негры и белые, скажем, в США уже не разделены так, как в период основанной на рабовладении аграрной экономики Юга. Капиталистическая экономика соединила белых и небелых рабочих. Они работают на одном предприятии, могут принадлежать к одному профсоюзу в той степени, в какой белые профсоюзные лидеры допускают негров в эти союзы. Но сегрегация, прежде всего в форме гетто, сохранилась по сей день. Сложилась подчас хитроумная система узаконенных и незаконных мер, направленных на оправдание и увековечение сегрегации небелого населения. В различных сферах жизни сохраняется беззастенчивая дискриминация представителей негритянского населения, американцев мексиканского происхождения, индейцев.

Красноречивые факты такого рода приводятся в выпущенной в США в 1989 году книге «Институциональный расизм в Америке», которая критикует не только открытый расизм, но и всевозможные завуалированные способы его защиты.

Проведенное авторами книги «Институциональный расизм в Америке» специальное изучение школьных учебников в калифорнийских школах показало, например, что в них утверждается, будто африканские народы были неспособны к самоуправлению, пока европейцы не научили их этому. Говоря о колониальной политике, авторы ни словом не обмолвились об отношении этих народов к империалистической эксплуатации, подавлению их культур, об их борьбе против чужеземных завоевателей.

В школьных учебниках настойчиво проводится мысль, будто западные институты и ценности белых людей по своей природе «хорошие» и поэтому должны быть безоговорочно восприняты небелыми народами. Нигде не говорится, что у африканцев есть своя культура, образ жизни, отличные от того, чем располагают белые американцы.

Дело изображается таким образом, будто у африканцев вообще нет культуры, стоящей.упоминания. Африканские народы должны-де благодарить белых за их великодушное стремление помочь другим народам стать «хорошими». «Подобные рассуждения,— справедливо заключают авторы проведенного исследования,— являются просто продолжением концепции «бремени белого человека» в более утонченной форме. Но употребление понятий «современное», «западное» и «европейское» вместо «белое» не меняет расистского содержания этих рассуждений. Посредством такого рода книг дети, посещающие американские школы, приобретают сегодня то же чувство превосходства белой расы над культурами других народов, какое их родители и деды получали на уроках, посвященных «диким» народам «черного континента»'.

История всех континентов показала, что народы, вырвавшиеся из племенного, феодального и тому подобного строя, вполне способны создавать в соответствующих условиях высшие формы общественной организации и что сама эта способность не зависит ни от расы, ни от географического положения.

Концепция расовой исключительности, независимо от того, идет ли речь о воспевании белой или негроидной расы, о сионизме или антисемитизме, китаецентризме и маоизме, так же как и всякое противопоставление

Запада Востоку и Востока Западу, противоречит научному представлению о единстве человеческого рода и общности исторического пути всех народов.

Это не снимает задачу выяснения специфических национальных форм духовной жизни народов, национальных особенностей их культуры. В современной буржуазной этнопсихологии, как отмечалось выше, находящейся под сильным влиянием неофрейдизма, наблюдается тенденция свести особенности культуры народов к неким стандартным формам невротических реакций. Подходя с позиций психоанализа к характеристике культуры многих народов, буржуазные ученые пытаются рассмотреть сложный мир духовного развития народов сквозь призму психопатологических комплексов. Далее совокупность подобных комплексов произвольно приписывается культуре тех или иных народов и провозглашается свойствами его национального характера. Разумеется, все это выливается в клевету на духовный облик народов.

Примечательно, что, поставив на широкую ногу такого рода исследования в области национальных особенностей характера, реакционные ученые Запада в послевоенный период активно содействовали разжиганию «холодной войны» и продолжению колониальной политики.

Оглавление