Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Большинство евреев не знает языков, считающихся еврейскими (иврит, идиш, ладино). Следует подчеркнуть, что отправные позиции идеи сионизма встречают растущую критику в среде демократически мыслящих ученых, в том числе ученых еврейского происхождения. Так, известный французский социолог Жорж Фридман, являвшийся в 1956—1959 годах президентом Международной социологической ассоциации, посвятил этой теме обширную книгу, в которой критикуются доводы о всемирной еврейской нации и расе.

«Еврейский партикуляризм, который явился источником и предлогом для христианского антисемитизма, в течение столетий поддерживался и консервировался существованием гетто,— пишет французский ученый. Прогресс просвещения, развитие демократического промышленного общества привели, вообще говоря, к уменьшению антисемитизма и способствовали ассимиляции, которую сионистские и религиозные приверженцы еврейства рассматривают сейчас как одну из серьезнейших угроз для него».

Французский социолог прямо противопоставляет свою позицию установкам идеологов сионизма, которые опасаются именно этого объективного всемирно-исторического процесса, сближающего лиц еврейского происхождения с нациями, среди которых они живут, устраняющего исторические перегородки между ними. «Согласно точке зрения лидеров и теоретиков сионизма,— пишет он,— величайшая из существующих ныне угроз для еврейского народа не антисемитизм и не экономическая дискриминация, а ассимиляция». Уцепиться за традиции ветхозаветной давности, за отжившие права и привычки, но любой ценой отстоять свою обособленность — вот к чему призывают идеологи сионизма..

Ж. Фридман опровергает псевдонаучные построения о какой-то «еврейской расе» или мифическом еврейском народе, центром которого якобы является Израиль. Он справедливо отмечает, что нация, формирующаяся в Израиле,— это совершенно новое образование, не имеющее какого-либо отношения к людям еврейского происхождения, которые имеются во многих других странах и которые «в строгом смысле слова никогда не составляли национальную общность». Французский социолог ссылается на неуклонный процесс смешения и ассимиляции еврейского населения с нациями, среди которых оно живет, происходящий под воздействием могучих экономических, социальных и культурных преобразований. В противовес разного рода утверждениям о мистических духовных связях или неких биопсихологических контактах, которые характеризуют евреев, где бы они ни жили, Фридман указывает на искусственный характер попыток сохранить еврейскую обособленность. «Гражданская, культурная и моральная интеграция столь большого количества западных евреев в большинстве стран, которая является неоспоримым фактом, была бы невозможна, если бы у них, существовало еврейское национальное сознание». Последовательно опровергая ссылки на религию, язык, культуру и другие факторы, которые якобы сплачивают евреев, живущих в различных странах, в «единую нацию», Фридман отмечает, что ныне большинство, людей еврейского происхождения «отвергает главный культурный признак, который в течение длительного времени связывал общины диаспоры, а именно соблюдение религиозных обычаев, которые рассматривались как основа еврейской жизни. Не существует еврейской нации. Но есть израильская нация... Израильское государство неизбежно формирует национальную общность, которая осознает себя как общность, причем это сознание не является самосознанием еврейского народа».

Итак, наука не отрицает факта формирования на территории государства Израиль израильской нации, но ни в коей мере не допускает мысли о том, что эта нация является или может стать центром некой мировой нации.

В конечном счете сами идеологи сионизма сознают, что все их теоретические построения не имеют под собой почвы. Поэтому они взывают не столько к разуму, сколько к чувствам евреев, пытаясь пробудить в них веру в мистическую судьбу. Как пишет английский политолог В. Лакер, сионизм — «это не наука, а вера в существование общего прошлого и общего будущего еврейского народа. Такая вера может быть принята или отвергнута, но лишь в очень ограниченной степени является предметом для рациональной аргументации».

Следующий тезис сионистской пропаганды — это вопрос о концентрации евреев в еврейском государстве как единственно возможном пути решения национального вопроса.

Оглавление