Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Глава 8. РАСИЗМ — ОРУЖИЕ РЕАКЦИОННЫХ СИЛ

Муллард считает, что у чернокожих англичан нет иного выхода, кроме как подниматься на борьбу, которая, по его мнению, будет носить характер восстания и повлечет за собой кровопролитие. Ему представляется, что события могут принять такой оборот, какой они приняли в Северной Ирландии: «Это будет борьба не по поводу расы, религии, одежды, работы или жилищ, а за признание человеческого достоинства, неоспоримого права жить в нашей стране, свободной от неравенства, эксплуатации и расизма».

Рисуя перспективы этой борьбы чернокожих англичан, которая, по мнению Мулларда, сольется с борьбой черного населения Америки и африканских негров, автор предвидит возражения со стороны тех, кто рассуждает о проблеме цветных лишь в академическом плане. Он предвидит обвинения с их стороны в излишней эмоциональности и горечи. «Так оно и есть,— отвечает он своим оппонентам.— Эмоции и ненависть становятся двигателем событий там, где уже нет возможности использовать логику и разум, чтобы излечить болезнь, охватившую все белое общество. Можно ли ограничиться спорами с расистами? Кампании, проводимые черными американцами и африканцами, показали, что единственным действенным для белого общества аргументом является сила, насилие, власть».

Автор делает важную оговорку, он допускает возможность для Великобритании избежать открытого насилия в расовых отношениях. Он рассуждает об «идеологической перемене», замене расизма национализмом, что могло, по его мнению, избавить страну от кровопролития. Однако, независимо от его субъективных настроений, книга в целом — это гневное осуждение расизма, поиски путей искоренения из жизни этого страшного спутника капитализма.

Для Мулларда эта связь расизма и империализма еще не стала столь же отчетливой, сколь отчетлива его ненависть к белым расистам. Он противопоставляет все чернокожее всему белому населению, не видя глубокого классового деления британского общества. Вот почему его гнев обрушивается на общество белых как таковое, а не на империалистов, использующих расовый фактор для сверхэксплуатации чернокожего населения. Он не видит среди белого населения тех реальных или потенциальных союзников, без солидарности с которыми негритянское движение неизбежно зашло бы в тупик. Книга Мулларда отчетливо свидетельствует как об усиливающемся накале антирасистских настроений, так и о слабостях тех, кто пытается увести чернокожее население с пути защиты классовых и национальных требований трудящихся в тупики сепаратного узкорасового движения. Как показала практика экстремистских течений в негритянском движении в США, африканских странах, проповедь восстания «черных против белых», голого насилия не только не приносит успеха, но, напротив, может принести заметный ущерб интересам борьбы за расовое, национальное освобождение. Воспитание ненависти к угнетателям — хорошее средство массового сплочения. Но речь должна идти не о расовой, а о классовой ненависти к общим поработителям черных и белых трудящихся. Что касается узконациональной или расовой ненависти, то она может лишь заслонить глаза трудящимся, помешать им увидеть и распознать подлинного виновника их страданий. Расизм — это идеология и политика зверского угнетения и лишения прав определенных групп населения в капиталистическом мире, отражающие интересы наиболее реакционных сил империализма.

«Антирасистская борьба не может ограничиваться идеологической дуэлью... Эта борьба является борьбой за изменение социальной структуры, иными словами, это политическая борьба»,— справедливо отмечают авторы обширного исследования, изданного во Франции,— «Расизм и общество». Позиция французских ученых особенно примечательна в свете стандартного обвинения буржуазной пропагандой марксизма в упрощенном подходе к расовой проблеме, сведении ее якобы лишь к экономическому угнетению. Да, без анализа этого фактора невозможно понять истоки расизма. Но марксизм, как подлинно научная теория общественного развития, конечно же исследует всю совокупность факторов — и экономических, и социально-политических, и морально-психологических, которые порождают живучесть расистских порядков при капитализме.

Оглавление