Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ». Если учесть, что для многих народов мира национальное равноправие и прогресс — все еще мечта, если учесть, что империализм по сей день бессовестно грабит страны, вырвавшиеся из колониального рабства, насаждая всюду, где простирается его господство, расизм, национальное неравенство и гнет, натравливая один народ на другой, то нетрудно понять, сколь мощным оказывается воздействие советского опыта национальных отношений на весь ход мирового развития.

В этом главная причина неистовых атак идеологов антикоммунизма на ленинскую национальную политику. Они никогда не скрывали своей враждебности к идеям : интернационализма, ссылаясь на «неискоренимость» расовых и национальных конфликтов, обусловленную якобы самой природой людей. Они не переставали злословить по поводу «дружбы народов», называя ее пропагандистским лозунгом Советов, придуманным, видите ли, для того, чтобы скрыть от общественного мнения «eщe одну разновидность колониализма». Но перед лицом невиданного прогресса народов СССР во всех областях общественной жизни, перед лицом увеличения в сотни раз, промышленного производства в тех районах, население которых, казалось, было обречено на вечное прозябание, они вынуждены признать определенные достижения советской национальной политики. Так, журнал «Проблемз оф комьюнисм», который имеет достаточно прочную репутацию, чтобы можно было заподозрить его хотя бы в чем-то похожем на объективность по отношению к теории и практике социализма, при оценке Советской Конституции пишет об изложенных в ней принципах, как об «уже осуществленных на практике». Корреспондент другого не менее тенденциозного по отношению к СССР журнала, «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт», в своем сообщении из Ташкента признает, что «Советский Союз добился многих успехов. Почти каждый в Узбекистане умеет читать и писать, в то время как в 1917 году 98% людей были неграмотными. Средняя продолжительность жизни увеличилась с 40 лет в 1913 году до 70 лет в настоящее время. Здесь один врач приходится на 386 человек, в то время как в Пакистане на 6 тысяч». Система ирригации, продолжает автор корреспонденции, обеспечивает высокие урожаи хлопка, жизненный уровень народных масс далеко превосходит уровень соседних стран. Народы Средней Азии, заключает он, очевидно, удовлетворены своей судьбой и гордятся достигнутым прогрессом.

Исторические преобразования СССР в области национальных отношений в огромной степени увеличили престиж социализма как единственного строя, способного обеспечить свободное национальное развитие, ведущее не к национальной вражде, а к братскому сотрудничеству народов. Они оказали и продолжают оказывать огромное влияние на ход освободительного движения народов во всем мире. В значительной мере с этим вынуждены считаться и многие западные ученые.

Так, профессор Лондонского университета Альфред Коббэн пишет: «Советский Союз — это не Габсбургская империя со сравнительно богатым промышленным и финансовым центром, находящимся в поразительном контрасте с ужасающе бедной сельскохозяйственной провинцией. На глазах национальных меньшинств на их территориях был достигнут гигантский экономический Прогресс. Если Советский Союз в конечном счете доказал, что он успешно решил проблему сплочения самых различных национальностей в единой великой федерации, то этот успех в немалой мере объясняется теми шагами, которые он с самого начала предпринял для вовлечения наций в орбиту всестороннего индустриального развития и устранения источника экономического неравенства и эксплуатации».

Что касается большинства западных советологов то было бы тщетным искать в их трудах следы объективно го анализа процессов развития национальных отношений путей, которые привели ранее угнетенные и разрозненные народы к невиданному материальному и духовному подъему.

Исходя из выдвинутого идеологами антикоммунизма надуманного тезиса, будто национальный вопрос в Советском Союзе уже в 80-90-е годы примет «более острые формы, чем расовый кризис в Соединенных Штатах Америки» (З.

Оглавление