Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.
Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ
что касается вклада данной нации в общее дело строительства
коммунизма, к, тем или иным ее достижениям в науке, культуре, искусстве, спорте
и т. д. Усиление многонациональное советских республик находит отражение в
дальнейшей интернационализации партийного и советского аппарата, росте
многоязычия и усилении тяги к овладению русским языком как языком
межнационального общения, процессах взаимовлияния культур народов СССР. В этих
условиях все сильнее идет процесс ломки былых национальных перегородок, национальный
фактор в нашей стране давно уже перестал разделять людей и в повседневной жизни
многонациональных трудовых коллективов, межличностных отношениях все меньше
фиксируется. Тем не менее восприимчивость к национальным аспектам жизни
общества среди значительной части населения страны в силу исторических причин, многонационального
характера страны еще достаточно заметная. На это-то и рассчитывают реакционные
идеологи, чьи усилия направлены на раздувание, гипертрофию национальных чувств,
противопоставление национальных и интернациональных ценностей.
Важной стороной интернационалистского воспитания является борьба против враждебной пропаганды, которая в настоящее время явно активизировала свои атаки на национальную политику КПСС. Цель антикоммунистической пропаганды Запада, с которой во многом смыкается маоистская пропаганда, состоит в том, чтобы подорвать растущее международное значение ленинской национальной политики. В неменьшей мере враждебные нападки продиктованы стремлением оживить былую национальную рознь народов СССР, расшатать могучее единство советского народа.
Всемирно-историческое значение опыта решения национального вопроса в нашей стране определяется прежде всего тем, что СССР являет собой нечто вроде гигантской лаборатории, где впервые проходили проверку ленинские принципы национальной политики. Здесь впервые решалась проблема — можно ли в течение короткого исторического периода с помощью передовых масс трудящихся других наций миновать определенные стадии общественного развития и прийти к социализму? Могут ли нации, ранее угнетенные и порабощенные, в короткий исторический срок добиться создания национальной государственности, двинуть вперед собственную культуру, язык и т. д.? Возможно ли интернациональное братство народов, или они обречены на нескончаемую межнациональную вражду?
Россия, как известно, была страной многоукладной, ее населяли и нации, которые переживали период капиталистического развития, и народы, которые находились в условиях феодального и полуфеодального развития. Наконец, немалое число этнических групп до революции еще не вышло из условий первобытнообщинного строя.
Царская Россия была страной, которая отличалась не только жестоким национальным угнетением, но и различными формами полуколониального гнета. И в этом отношении советский опыт ликвидации гнета и насилия в отношениях между народами в высшей степени интересен для народов, которые сбросили с себя иго колониализма или борются против него.
Наша страна охватывает пространства как европейского, так и азиатского континентов. Это одно из самых многонациональных государств на земле. В условиях сложной многонациональной структуры населения удалось найти правильное решение национального вопроса, удалось добиться подлинной дружбы и братства народов различных национальностей, разделенных в прошлом глубокими культурными различиями, традициями, религиозными особенностями.
Наконец, среди народов нашей страны наряду с теми, кто в прошлом имел свои государственные образования, было немало народов, которые никогда не имели собственной государственности. Опыт создания национальной государственности представляет интерес для всех наций. Таким образом, опыт СССР в разрешении национального вопроса воплотил в себе все особенности международного развития в современную эпоху.
Те, кто сомневались в верности марксистско-ленинского учения по национальному вопросу, получили предметный урок. А сам Советский Союз стал подлинным университетом дружбы народов, показывающим самим своим существованием, что такое интернационализм на деле. Принятая в 1977 году новая Советская Конституция характеризует СССР как «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев,