Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

низма и национализма, борется против концепции национальной исключительности и других уродливых проявлений прошлого, то разве это не свидетельствует о ее полном разрыве с любыми формами насилия в национальных отношениях? И разве можно осуществлять политику сближения наций, не устраняя любые препятствия, на пути взаимного обмена национальными ценностями, взаимообогащения национальных культур, т. е. в полную меру опираясь на расцвет наций?

Автор не привел в защиту своей позиции каких-либо доводов, кроме голословного утверждения, будто концепция советского народа означает создание «идеологической базы для ассимиляторской политики, которая обрекает нерусские народы на постепенную русификацию». По-видимому, ощущая слабость своей позиции, он пытается по-своему истолковать процесс интернационализации общественной жизни, который, конечно же, отождествляется с «денационализацией». «Примеры общих черт в духовном облике социалистических наций, которые приводятся в литературе,— пишет западногерманский политолог,— подтверждают, что поставленная цель — превращение многонационального советского народа в единую советскую нацию — должна быть достигнута посредством энергичного сближения на базе пролетарского, социалистического интернационализма».

В Программе КПСС, других партийных документах, в трудах советских ученых, публицистов, деятелей литературы и искусства указывается на такие черты, как преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма, добросовестный труд на благо общества, высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, нравственная чистота, красота и скромность в общественной и личной жизни, дружба и братство народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни, братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами и другие. Они составляют характерные черты духовного облика строителя коммунизма независимо от его национальной принадлежности. Но эти черты вовсе не противостоят и не исключают того своеобразия духовного облика, который мы называем национальным характером. Сходство между советскими людьми действительно выросло, поскольку все они живут в условиях одного и того же социального строя. Но сам советский образ жизни, советская культура сохраняют и развивают те ценные национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение и которые дороги каждому советскому человеку.

Интернационализация при социализме, безусловно, ведет к преодолению перегородок между нациями, соединению их усилий в строительстве коммунизма. Это процесс, в успешном развитии которого жизненно заинтересованы все нации и народности.

Было бы нелепо отрицать, что в процессе развития социализма и интернационализации общественной жизни отмирают устаревшие национальные различия. Но речь идет именно о таких чертах, которые не соответствуют новому укладу жизни и находятся с ним в противоречии. Нельзя упускать из виду при этом, что в условиях социализма получают бурное развитие подлинно национальные традиции и ценности, наполняясь новым, социалистическим содержанием. Пролетарский, социалистический интернационализм в противоположность буржуазному национальному нигилизму обеспечивает все условия для свободного развития наций и их тесного единения.

В. И. Ленин в декабре 1917 года выдвигал в качестве неотложной задачи советской национальной политики задачу: «как «завоевывать» на сторону Российской социалистической республики Советов другие нации вообще и нации, угнетавшиеся доселе великороссами, в особенности?» А летом 1920 года, работая над докладом по национальному и колониальному вопросам, Ленин сделал следующую запись: «Сближение... формы его... Конкретные предложения, как сближать».

Среди этих конкретных мер значились такие, как уничтожение национальных привилегий, признание права каждого народа на отделение и обеспечение реальных гарантий осуществления этого права на деле, использование федеративной формы объединения народов. Великий вождь подчеркивал, что Советская власть соединяет трудящихся «неразрывными цепями живых интересов, классового сознания», что процесс объединения народов в советскую федерацию протекает на совершенно добровольных началах.

Оглавление