Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

Но в условиях социализма расширились границы «национального», которое невозможно отождествлять с патриархальными традициями и обычаями. Как отмечал профессор Гарвардского университета США Ричард Н. Фрай, посетивший Советскую страну, «многочисленные национальности Советского Союза достигли полного и гармонического объединения в рамках Советского государства, сохранив свои богатые традиции и национальный язык». Не желая примириться с крахом своих расчетов, связанных с «мусульманским перерождением» республик Советского Востока, идеологи антикоммунизма рассчитывают на религию как противовес прогрессивным процессам интернационализации общественной жизни. В трудах западных советологов пропагандируется мысль о необходимости укрепления ислама как главного препятствия коммунистическому обновлению Советского Востока. Так, английский политолог Дж. Уилер утверждает, что, несмотря на устранение былых административных, аграрных, юридических и учебных мусульманских учреждений, «широкая система социальных обычаев, правил поведения и запретов, особенно тех из них, которые относятся к семейной жизни, остается нетронутой... Многие из них доисламского происхождения, но ассоциируются с исламом, другие не имеют ничего общего с исламом, но все они сохраняются как что-то сугубо народное, которое следует ограждать от посягательств извне». Ссылаясь на цепкость этих норм, их устойчивость, он пытается возродить пресловутую идею видного представителя буржуазно-националистических элементов Татарии 20-х годов Султан Галиева о мусульманском социализме.

Слов нет, складывавшиеся веками верования и привычки среди тех или иных народов дают о себе знать и после устранения частнособственнических, эксплуататорских отношений, породивших застарелые нравы и воззрения. «Традиции всех мертвых поколений,— писал К- Маркс,— тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Таковы, например, пережитки байско-феодального отношения к женщине, среди которых следует назвать основанные на догмах шариата выдача замуж несовершеннолетних девушек и калым. Общественность республик Средней Азии борется против такого рода пережитков, и там, где эта борьба ведется повседневно, наступательно, эти явления уходят в прошлое.

Что касается идеологов антикоммунизма, то они стремятся во что бы то ни стало оживить былые предрассудки, закрепить их, потому что таким образом легче удерживать те или иные слои трудящихся от активного участия в общественной жизни, разжечь национализм.

Впрочем, попытка представить адат и шариат регулятором жизни мусульманской общины, неправомерная даже для тех стран, где мусульманская идеология продолжает господствовать над умами большинства населения, явно несостоятельна, поскольку речь идет о Советском Востоке. Нет нужды отрицать распространенность религиозных ритуалов и обрядов и по сей день среди определенных слоев населения республик Средней Азии и Казахстана. Но такой ли уж повсеместный характер носят эти обычаи, как это силятся доказать противники социализма? Проведенные в последние годы исследования религиозности населения в ряде районов Средней Азии опровергают эти утверждения. Так, исследования по четырем областям Узбекской ССР показали, что под влиянием религии находятся лишь 11,7% опрошенных рабочих, 29,4% тружеников села и 5,5% служащих. В Туркменской ССР: в сельской местности (Куня-Ургенчский район) — 31,2%; в г. Ташаузе среди взрослых туркмен — 11,3%. Среди сельского населения Каракалпакии опрос дал следующие результаты: в возрасте от 18 лет и выше доля убежденных верующих составляет 11,4%. Иными словами, большинство населения районов традиционного распространения ислама в нашей стране порвало с религией.

Заслуживает внимания вывод советского исследователя Н. Аширова о том, что в настоящее время в среде верующих усиливаются тенденции к преодолению религиозных нравственных норм и ориентации, что находит свое отражение в их отношении к иноверцам, атеистам, представителям других национальностей. На оценку верующими поведения окружающих, выбор друзей все чаще влияет не отношение человека к религии и не национальная принадлежность, а его отношение к общенародным, общечеловеческим ценностям.

Конечно, борьба с пережитками, утверждение новых норм морали должны вестись с учетом традиций и обычаев данной национальности. Здесь не может бить слепого копирования.

Оглавление