Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

Антикоммунистическая пропаганда, столько лет твердившая о захирении национальных культур и упадке национальных окраин, делает решительный поворот: она отказывается от старых вымыслов только для того, чтобы сочинять новые. Но и на новых позициях ее ждет не меньшее фиаско. Народы Средней Азии, как и всего Советского Союза, прекрасно сознают, что счастьем, которое они обрели, они обязаны Ленину, КПСС, социализму, дружбе и братству народов. «Нет на свете дружбы крепче и чище, нет на свете родства ближе, чем дружба и родство советских народов, советских социалистических республик,.. — пишет Ш. Р. Рашидов.— В ней неиссякаемый источник могущества нашей Родины, гарантия процветания всех советских социалистических наций, залог наших грядущих побед в борьбе за коммунизм», «Киргизский народ гордится своими достижениями,— говорит Т. У. Усубалиев.— Они наглядно показывают народам, освободившимся от колониальной зависимости, что только социализм создает реальные возможности для преодоления экономической и культурной отсталости. Этих достижений киргизский народ добился в дружной многонациональной семье советских народов, в едином ; строю вместе с ними построил социализм и сейчас идет по пути строительства коммунизма».

Не сепаратизм, о котором грезят идеологи, потерявшие всякую связь с реальностью, а дальнейшее единение и сплочение — таковы устремления всех народов СССР. С этим-то и не хотят мириться враги социализма.

Разумеется, все советские люди искренне рады успехам народов Африки и других континентов в борьбе за независимость. При этом они с гордостью сознают, сколь мощным фактором в этой борьбе явились Октябрьская революция и торжество социализма в Советской стране, невиданный взлет ранее угнетенных народов, сила интернациональной солидарности. Народы Мозамбика, Анголы, Эфиопии и других стран внимательно учитывают опыт первой в мире страны социализма, в особенности опыт перехода к социализму, минуя капитализм, который столь успешно продемонстрировали республики Средней Азии и Казахстана.

Американский профессор-антикоммунист Джон Хазард, написавший пространную статью об историческом опыте советской федерации, вынужден в конце концов признать, что «нации, составляющие республики, не стремятся ни к выходу из федерации, ни к изменению руководимой коммунистами системы».

Волей-неволей буржуазные идеологи приходят к выводу, что политическая стабильность советского общества означает и прочность многонационального советского государства. Это, однако, нисколько не охлаждает пыл тех идеологов, которые хотят представить все «совсем наоборот».

Если сближение наций ведет к экономическому, индустриальному прогрессу республик, значит, надо заронить сомнение в целесообразности радикального изменения прежнего, пусть и отсталого, образа жизни, поскольку, мол, старый, патриархальный уклад больше соответствовал национальным традициям. Если сближение и взаимообогащение национальных культур поднимает на новый невиданный ранее уровень культуру каждой нации, значит, надо бить тревогу по поводу «нетленных ценностей», которые могут быть утрачены из-за «чужеродных влияний». И пусть таковыми «нетленными ценностями» оказываются средневековые обычаи и варварские суеверия, которые действительно уходят в прошлое, важно создать впечатление, что кто-то покушается на «святая святых» национального духа.

Некоторым наиболее ретивым идеологам антикоммунизма уже мерещится, что на смену социалистическому сознанию народов СССР идет сознание религиозное, хотя у них нет ясности в том, какое именно. Если журнал «Кэнэдиен слэвоник пейперс» полагает, что на смену марксизму в советском обществе идет «одна из форм русского ортодоксального христианства», то авторы книги о мифическом мусульманском национальном коммунизме в Советском Союзе Беннигсен и Уимбуш считают, что доминирующее влияние во многих районах страны приобрело мусульманство. Буржуазные авторы никак не хотят понять, что советский образ жизни, обеспечивая свободу совести для всех народов, характеризуется укреплением научного марксистско-ленинского сознания подавляющего большинства трудящихся масс независимо от национальности.

Оглавление