Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

Другой советолог — Марк Фрэнкленд на страницах газеты «Обсервер» задается вопросом; «Присоединятся ли советские мусульмане к исламскому движению?» И там и здесь попытка доказать, будто народы СССР стремятся не к единству, а к разброду по национальным и религиозным квартирам. Таков смысл кампании о «росте мусульманской угрозы в СССР», организаторы которой выпячивают остатки былой религиозной розни и предают забвению атеистические убеждения большинства населения в любой советской республике, приверженность трудящихся новым советским традициям и сплоченность всего советского народа, его верность интернационалистским, коммунистическим идеалам.

Примечательно, что бурный и неодолимый социальный и экономический прогресс, характерный, для народов СССР, изображается чуть ли не как смертельная угроза нетленным национальным ценностям. Но «национальное» не стоит на месте, а столь же подвержено изменениям, как и другие социальные явления. Нелепо по-прежнему именовать народы Средней Азии, Северного Кавказа, Казахстана и Азербайджана «мусульманскими» народами. Трудящиеся Советского Востока давно уже сделали выбор — в пользу научного социализма.

Этот очевидный факт игнорируют реакционные идеологи, которые, подобно А. Беннигсену и Э. Уимбушу, разглагольствуют о какой-то «мусульманской элите» в среднеазиатских республиках. Для этой мифической элиты «национализм и коммунизм уже не стоят в теоретической оппозиции друг другу... а существуют одновременно в рамках одной и той же исторической традиции, ко на различных плоскостях». Ту же мысль развивает Элен Карpep д'Анкос, которая пишет о «взаимопроникновении ислама и коммунизма», утверждая при этом, что «мусульманский человек не является врагом советской системы, которую он не критикует. Просто своим существованием, самим своим присутствием в тех районах, где существует мусульманская цивилизация, он напоминает о том, что советский народ состоит по крайней мере из двух частей: советской и мусульманско-советской».

Нетрудно понять коварную тактику идеологов антикоммунизма. Учитывая преданность социализму населения всех советских республик, они уже не всегда проповедуют несовместимость советского строя с религиозными традициями. Их цель на данном этапе — представить советский народ не как монолитную общность, спаянную едиными идеалами, а как некое аморфное формирование, разделенное глубокими религиозными обычаями. Религиозный фактор объявляется вечным феноменом национальной жизни, хранителем национальной самобытности народов.

Особенностью духовной жизни трудящихся масс различных национальностей, живущих в Советской стране, является все большее наполнение ее идеями интернационализма. В сознании масс все большее место занимают общесоветские, социалистические, интернационалистские ценности, а религиозные предрассудки постепенно отмирают. Иными словами, на первом месте у народов СССР не то, что их разъединяет, а то, что их объединяет — те общенародные, трудовые, революционные и боевые традиции, черты характера, мировоззрение, которые характеризуют советский народ в целом, независимо от национальных и социальных различий.

В противовес этому, Э. Каррер д'Анкос утверждает, что «советский народ — это все еще конгломерат народов», что «советская политическая жизнь характеризуется прежде всего (?!) национальным разнообразием и остротой национальных чувств». Повторяя набившее оскомину утверждение о стремлении социализма «стереть национальные особенности», французский политолог саркастически замечает, что реальностью советской жизни тем не менее «остаются нации, которые вовсе не проявляют желания исчезнуть во имя советского народа». Искусственная дилемма — «советское или национальное»— потребовалась ей для того, чтобы до предела драматизировать национальную ситуацию в СССР, изобразить дело таким образом, будто национальные проблемы являются «самыми острыми и самыми неразрешимыми».

Несколько слов об использовании религии в интересах разжигания националистических предрассудков.

Взаимосвязь национального и религиозного, которая является предметом антикоммунистической спекуляции,— один из объективных факторов, который нельзя не учитывать как в атеистическом, так и в интернационалистском воспитании.

Оглавление