Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

Ленин, и развернется процесс слияния наций в собственном смысле, который завершится стиранием национальных различий и отмиранием государства. В связи с этим понятно, почему КПСС не выдвигает лозунга слияния наций как практически-политического лозунга. В решениях съездов, Программе КПСС говорится о расцвете и дальнейшем сближении социалистических наций. Это сближение в условиях развитого социализма ведет к усилению сходства между нациями, укреплению общих черт социалистического образа жизни. Оно сочетается с развитием прогрессивных национальных традиций, национальных особенностей.

Образование советского народа дает возможность глубоко понять диалектику национального и интернационального в условиях социализма. Сама жизнь показала несостоятельность расчетов идейных противников социализма на то, что консолидация советских наций, являющаяся очевидным результатом социалистического строительства, вызовет центробежные тенденции, в связи с чем будет усиливаться обособленность наций. Ленинская национальная политика КПСС ведет к укреплению единства народов СССР.

Вступление национальных отношений в новый этап своего развития выдвигает задачу исследовать особенности этого этапа. В отдельных публикациях, по нашему мнению, все еще сказывается инерция рассматривать национальные отношения сквозь призму задач уже пройденного периода — становления наций, ликвидации хозяйственной отсталости, создания условий для национально-государственного развития, культурной революции, ускоренной подготовки национальных кадров и т. д. Рассматривая реализацию ленинского учения о национальном вопросе в республиках СССР, некоторые исследователи, пожалуй, излишний акцент делали лишь на самоопределении наций, требовании их самостоятельного развития, не раскрывая в должной мере другой важнейшей стороны ленинского учения — линии на интернациональное сплочение народов нашей страны. В период социалистического строительства главное внимание совершенно естественно и правомерно уделялось прежде всего вопросам национального, развития. Но сейчас, по-прежнему говоря о расцвете социалистических наций как о важной тенденции национальных отношений, мы все больше и больше делаем акцент на том общем, что родилось в жизни всех социалистических наций и что составляет итог Октября, социалистического и коммунистического строительства. Без понимания этого общего нельзя понять и суть национальных отношений в СССР.

Многонациональность союзных республик — закономерность, результат строительства социализма, коммунизма. Так, по данным переписи 1979 года, в РСФСР нерусское население составляет 17,4%, на Украине неукраинское — 26,4, в Белоруссии небелорусское — 20,6, в Узбекистане неузбекское — 31,3, в Казахстане неказахское— 64, в Грузии негрузинское — 31,2, в Азербайджане неазербайджанское — 21,9, в Литве нелитовское — 20, в Молдавии немолдавское — 36,1, в Латвии нелатышское— 46,3, в Киргизии некиргизское — 52,1, в Таджикистане нетаджикское — 41,2, в Армении неармянское — 10,3, в Туркмении нетуркменское —31,6, в Эстонии неэстонское население — 35,3%. То обстоятельство, что в двух союзных республиках — Казахстане и Киргизии более половины населения не принадлежит к национальности, давшей название республике, объясняется потребностями бурного развития самой республики и страны в целом. Но это ни в коей мере не меняет статуса этих союзных республик, не снижает значения заботы о развитии культуры, языка национальностей, давших название республикам, проявляемой в нашей стране повсеместно и неизменно.

В ряду незрелых или скороспелых суждений, отвергнутых наукой и практикой строительства коммунизма, следует назвать версию о том, будто в нашей стране «вырисовывается облик новой этнической общности, рождаемой практикой коммунистического строительства,— советская нация».

Те, кто приходил к подобному выводу, по-видимому, механически переносили известные признаки нации (общность экономической жизни, территории, языка, особенности культуры и психологии) на новую историческую общность.

Оглавление