Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

Бжезииский), западные теоретики политологи, пропагандисты развернули небывалую активность, требуя поставить на широкую ногу «изучение» национальных проблем в СССР, раздувая и подогревая малейшие негативные явления в сфере национальных отношении. Организуются многочисленные «междисциплинарные» семинары и симпозиумы с участием виднейших советологов, представителей информационных и разведывательных служб США и других стран. При этом наблюдается явная тенденция выйти за рамки прежних стереотипных утверждений вроде «русского колониализма» и «насильственной ассимиляции», расширить диапазон изучения национальных отношений, не сводя его к упрощенной формуле «русские—нерусские», а дифференцированно исследуя каждую нацию и народность их отношение к русскому и другим народам СССР

«Национальности и национализм в СССР. Советская дилемма». Материалы симпозиума, проведенного под эгидой Центра стратегических и международных исследовании университета в Джорджтауне и Института китайско-советских исследований, университета им Джорджа Вашингтона США; «Распадающаяся империя»-книга Элен Каррер д'Анкос, изданная во Франции «Мусульманский национальный коммунизм в Советском Союзе. Революционная стратегия для колониального мира» — изданное в Англии сочинение западных социологов А. Беннигсена и Э. Уимбуша; «Советская национальная политика и практика» — книга под редакцией американского политолога И. Азраэля, выпущенная в Нью-Йорке; «Меньшинства при коммунизме» — труд западногерманского политолога Роберта Кинга — лишь немногие примеры того потока книг, которые наводняют книжный рынок Запада.

Новый антикоммунистический «крестовый поход» против советской национальной политики развернулся в условиях очевидного банкротства пресловутой кампании «в защиту прав человека».

Положения Конституции СССР, повседневная практика Советской страны со всей силой подтвердили, что социалистический строй обеспечивает эти права несравненно глубже и последовательнее, чем капитализм. В поисках новых средств дискредитации социалистического образа жизни буржуазные пропагандистские службы обратились к сфере национальных отношений, стремясь «возвести диссидентство с уровня индивидуума на уровень наций».

По мнению идеологов антикоммунизма, это должно, с одной стороны, заметно расширить рамки прежней кампании, а с другой — перевести спор о правах и свободах в другую плоскость, дать возможность сыграть на наиболее чувствительных струнах национальной психологии.

Анализ выступлений органов империалистической пропаганды в последнее время и их тематическое сопоставление с наиболее активным периодом атак на нашу национальную политику во время юбилея 50-летия образования СССР свидетельствует в целом о преемственности, стабильности проблематики и основных тактических линий этих выступлений. Пропагандисты Запада концентрируют усилия на том, чтобы посеять недоверие народов СССР к интернационалистским целям КПСС, подорвать морально-политическое единство народов Советского Союза.

Вместе с тем обнаруживается и ряд новых аспектов, новых линий атаки на эту политику, которые особенно наглядно сфокусированы в тезисах о росте центробежных сил в советских республиках в противовес марксистско-ленинским положениям о сближении наций и укреплении единства советского народа, «подъеме национализма», который, набирая силу, неминуемо приведет-де к распаду многонационального Советского государства. В качестве общей теоретической предпосылки выдвигается тезис о стратегическом «просчете» Ленина» который, выдвинув политику поощрения национальных культур, языка, поддержки национального самосознания, не смог-де предвидеть перерастания национальных моментов в повсеместно усиливающиеся националистические тенденции. «Большевики,— пишет западногерманский политолог из Кельнского института по изучению Восточной Европы Г. Зимон,— очень много сделали для того, чтобы разбудить национальные силы, когда они программировали освобождение из «тюрьмы народов» и право на самоопределение. После революции большевики оказались в положении ученика чародея, не умеющего загнать назад в бутылку неосторожно выпущенного им джина». Попав в русло общемирового «националистического потока», эти тенденции, по словам буржуазных идеологов, принимают все более необратимый характер.

Оглавление