Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

Партия неуклонно следовала ленинским заветам, проводя в национальных отношениях курс на расцвет наций и их неуклонное сближение, действуя таким образом в соответствии с объективными законами социалистического общества, волей и чаяниями народных масс. Ясно, что стремление антикоммунистов рассмотреть процессы сближения наций в СССР как продолжение старой царской политики русификации я ассимиляции беспочвенно, носит характер злонамеренной клеветы. Благотворная роль русского языка и русской культуры в процессе сближения наций не имеет ничего общего с навязыванием другим культурам каких-то норм и ценностей. Вот что говорит об этих процессах выдающийся киргизский писатель Чингиз Айтматов: «Интернационализм лег в основу процесса взаимного ознакомления, а затем сложного взаимодействия и блистательного расцвета наших национальных культур, сложившихся в единую советскую культуру. При этом необходимо отметить выдающуюся, не имеющую себе параллелей, объединительную миссию русского языка, литературы и всей русской культуры. Роль русской культуры в этом историческом процессе мы подчеркиваем, выделяем не потому, что она создана великим народом — это разумеется само собой,— а потому, что русская культура и, прежде всего, русский язык послужили л служат нашему общему прогрессу и являются необходимым и безусловным фактором дальнейшего совершенствования национальных культур».

Советский строй обеспечивает постоянный учет интересов наций и народностей — больших и малых, продуманную до деталей систему представительства национальностей в различных сферах общественной жизни. Так, в Верховном Совете СССР представлены депутаты 61 национальности, в Верховных Советах союзных и автономных республик — 71, в местных Советах — более 100 национальностей. Конституция СССР провозглашает долгом каждого гражданина СССР уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

В условиях социализма национальная государственность, как уже говорилось, укрепилась одновременно с укреплением интернациональной основы Союза ССР. Верно, построение социализма и реализация народами своего права на самоопределение в рамках СССР укрепили национальное самосознание народов. Но напрасно буржуазные идеологи рассчитывают на возможность каких-то коллизий между народами СССР в связи с ростом национальных чувств. Эти чувства наполнены социалистическим содержанием и поэтому они не противоречат, а, напротив, сочетаются с интернационалистскими чувствами, верностью народов идеалам Октября, готовностью сообща бороться за общее дело социализма и коммунизма. Национальный фактор в условиях социализма в корне изменил свое содержание. Он уже не разделяет народы, а, напротив, служит формой выражения их общих стремлений и общего социалистического сознания.

Социализм полностью разграничивает понятия «национальное» и «националистическое». Первое сохраняется и развивается при социализме: речь, идет, например, о языке, культуре, лучших традициях народа. Второе несовместимо с социалистическим строем, уничтожающим почву для противопоставления народов по национальному признаку. Этого глубокого различия не хотят понять буржуазные теоретики. Бурный расцвет наций и национальных культур при социализме без всяких на то оснований отождествляется ими с «ростом национализма».

Наиболее изворотливые из идеологов антикоммунизма, отказываясь от некоторых уж слишком одиозных утверждений вроде колониального угнетения Москвой национальных окраин или «упадка» национальной жизни, переносят центр тяжести в своей критике на процессы сближения наций. Рост сотрудничества наций, усиление межнационального общения, увеличение общих черт в образе жизни, поведении представителей разных наций — все это расценивается как угроза «целостности» наций. Нужно ли говорить о том, что буржуазные идеологи начисто игнорируют объективную основу процессов сближения наций, усиливающихся в развитом социалистическом обществе, и во всем видят «произвол Москвы», якобы заинтересованной в скорейшем устранении национальных особенностей?

Одним из модных направлений западной советология стало стремление противопоставить народы по религиозному и национальному признаку. Американский журнал «Форчун», например, опубликовал пространную статью Герберта Мейера «Надвигающийся этнический кризис в СССР».

Оглавление