Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.

Раздел III. ТОРЖЕСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Глава 9. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

В нынешний период, особенно в условиях развитого социализма, когда становится все более очевидным регрессивный характер предрассудков националистического и религиозного характера, религия, с одной стороны, модернизируется, с другой стороны, пытается опереться на традиции национальной самобытности, выдавая себя за хранителя этой самобытности. Как отмечает советский исследователь Э. И. Лисавцев, «социальный прогресс нашего общества обрекает на исчезновение как религию, так и национализм... ослабление я разрыв вековой связи этих пережитков — один из факторов их неизбежного угасания. Поэтому современные апологеты религии стремятся именно с религиозных позиций вероучения обосновать и укрепить, их связь, дать национализму современное религиозное прикрытие, а религии — националистическое осмысление и содержание». Неудивительно, что религиозные организации проповедуют тезис о том, что сохранение самобытной национальной культуры и традиций невозможно вне религии. Так, всеми силами поддерживается, например, представление о том, что ислам или католичество — неотъемлемый элемент жизни нации.

Рассуждая о том, как активизировать идейную борьбу с коммунизмом, католический философ А. Мацейна выражает несогласие с мнением буржуазных социологов, таких, как X. Ортега и Гассет, А. Тойнби, Д. Фриде, утверждавших, будто марксизм, коммунизм являются для России только вывеской, камуфляжем, неспособными оставить глубоких следов в духовной жизни нации. Буржуазных эмигрантов, в частности литовского происхождения, от имени которых выступает А. Мацейна, должен, по его словам, тревожить тот факт, что в Советской Литве растет тип литовца, у которого сильно развито национальное самосознание, но который поддается влиянию коммунистической идеологии. Ведь это означает, что народ в Литве останется литовским, но коммунистическим. Такое положение Мацейна объясняет ослаблением позиций религии. Чтобы «сопротивляться коммунизму, необходимо христианское сознание, только христианство сегодня является единственным мировоззрением, способным состязаться с коммунистической идеологией. Никакой другой гуманизм не в состоянии выйти победителем из этих состязаний, так как он не имеет ясных основ, не развит по своему строению. А у коммунизма все это имеется» — заключает Мацейна. Проповедь христианства сочетается в трудах клерикальных идеологов с раздуванием и мистификацией национального фактора. В данном случае на первое место выдвигается литовство как воплощение национального духа, национальных свойств литовцев, которое якобы возвышается над классами и над мировоззрениями.

Отсюда видно, сколь важно во всех звеньях идеологической работы в нашей стране бороться за правильное понимание социалистического патриотизма и интернационализма, за повышение авангардной роли коммунистов в деле интернационалистского воспитания. Надо сказать, что еще в 1945 году советский партийный и государственный деятель А. Ю. Снечкус достойно ответил тем буржуазным идеологам, которые пытались противопоставить литовский народ русскому народу и другим народам Советского Союза:

«Когда мы говорим о необходимости укрепления дружбы советских народов, когда мы выражаем чувства любви к русскому народу, кое-кто пытается истолковать это как принижение достоинства своего литовского народа, как отречение от горячей любви к своему народу. Нет, наш интернационализм не отменяет наших национальных чувств. Наша любовь.и преданность родному народу, наш труд во имя его благосостояния и славы помогает нам правильно оценить вклад других братских народов и особенно русского народа в благосостояние литовского народа». То же понимание единства советского патриотизма и социалистического интернационазма характеризует другие народы СССР. Еще шесть-семь десятилетий назад реакционные мусульманские деятели в Средней Азии проповедовали совместимость европейской и мусульманской цивилизации. Они выступали за обособленность «мусульманских народов», их добровольную самоизоляцию от всего того, что нес с собой общественный прогресс.

Социалистическая революция создала условия для шильного и культурного прогресса народов Средней Азии, которого народы достигли не на пути национальной замкнутости, а на пути сближения наций и интенсивного обмена культурными ценностями. Это не привело к разрушению национальной самобытности, напротив, она получила еще более рельефное выражение, обогатилась новым содержанием.

Оглавление